В конце XIX века кронштадтская почта сделала то, чего не делала ни для кого: открыла специальное отделение для корреспонденции одного человека. Этим человеком был приходской священник Андреевского собора. Ежедневно ему приходили тысячи писем и телеграмм со всего мира. Через его руки проходило около миллиона рублей в год — астрономическая по тем временам сумма, — но сам он оставался нищим, раздавая всё до последней копейки.
К нему ехали из самых отдаленных уголков империи. Чехов, посетивший Сахалин, свидетельствовал: «В какой бы дом я ни заходил, везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского». При этом священник спал не более четырех часов в сутки — и так десятилетиями. Как провинциальный батюшка стал духовным центром огромной страны? История Иоанна Кронштадтского — это история о том, как любовь может изменить мир.
«Нежилец», ставший титаном духа
19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии, на самом севере России, в семье бедного церковного дьячка родился младенец — такой слабый, что родители не надеялись сохранить его жизнь даже на несколько дней. В ту же ночь ребенка срочно окрестили, дав имя Иоанн.
И произошло первое чудо: после крещения младенец стал быстро поправляться. Никто не мог предположить, что этот хилый ребенок проживет почти 80 лет и станет духовным исполином, имя которого будет греметь далеко за пределами России.
В Петербургской духовной академии произошел случай, определивший всю дальнейшую жизнь Ивана Сергиева. Однажды после долгих размышлений о будущем служении он заснул и увидел себя священником, служащим в каком-то незнакомом соборе. Проснувшись, юноша решил: это указание свыше.
Вскоре сон начал сбываться самым неожиданным образом. По окончании академии Ивану предложили жениться на дочери протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. Когда он впервые вошел в этот храм, то замер: это был тот самый собор из его вещего сна.
Но самое необычное произошло после венчания. Молодой священник сказал жене Елизавете: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы давай посвятим себя служению Богу». И они прожили всю жизнь как брат с сестрой. Для XIX века это было неслыханно, но именно эта жертва дала отцу Иоанну возможность полностью отдать себя пастырскому служению.
Революция милосердия в городе отверженных
Кронштадт второй половины XIX века был особым местом. Военно-морская крепость, портовый город, где процветали все пороки: пьянство, разврат, нищета. Здесь жили те, кому не было места в благополучном Петербурге: отставные матросы, портовые рабочие, проститутки, профессиональные нищие.
Молодой священник Иоанн Сергиев не стал ждать, когда эти люди придут в храм. Он сам пошел к ним — в подвалы, где ютились беднейшие из бедных. Вот одна из сцен, описанных очевидцами: сырой подвал, уходящий глубоко в землю, где в одной комнате помещается 40-50 человек «как сельди в бочке». Здесь же старики, взрослые, дети, младенцы — все вместе в грязи, духоте, часто в голоде. И среди них — молодой священник в рясе, утешающий, молящийся, раздающий последние деньги.
Отец Иоанн отдавал буквально всё. Часто возвращался домой без сапог, без теплой одежды — всё раздал нуждающимся. Дошло до того, что епархиальное начальство запретило выдавать ему жалование на руки — отдавали жене, иначе семья осталась бы без средств к существованию.
Именно эти «босяки», «подонки общества» первыми разглядели в молодом батюшке святого. Они видели то, чего не замечали благополучные прихожане: абсолютную, жертвенную любовь.
Но отец Иоанн понимал: одной милостыней проблему не решить. И в 1872 году он выступил с революционной для того времени идеей — создать Дом трудолюбия. Не богадельню для нищих, а место, где человек может работать и тем самым вернуть себе достоинство.
«Представьте себе рабочий дом, — писал он в «Кронштадтском вестнике», — где наши бедняки могли бы обращаться с требованием сделать за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь, а мещане наши жили бы да трудились и благодарили Бога да своих благодетелей».
В 1882 году Дом трудолюбия открыл свои двери. Это был целый комплекс: мастерские (столярная, сапожная, швейная), бесплатная школа на 300 детей, рисовальные классы, библиотека с читальней, больница, аптека, детский сад с яслями — один из первых в России! Летом детей бедняков вывозили в загородный дом для поправки здоровья.
Драматический момент: в 1881 году, когда здание было почти готово, случился пожар. Выгорело всё внутри. Но отец Иоанн не упал духом. Пожар привлек новые пожертвования, и через год Дом трудолюбия всё же открылся. Эта модель оказалась настолько успешной, что вскоре дома трудолюбия начали открываться по всей России.
Дневник души: «Моя жизнь во Христе»
Всю жизнь отец Иоанн вел дневник. Но это был не обычный дневник, а запись духовной борьбы, откровений, прозрений. Он назвал его «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания».
Эта книга поражает своей честностью. В эпоху, когда от священника ожидали благостных поучений, отец Иоанн писал о своей борьбе с гневом, раздражением, тщеславием. «Не смущайся от ревущей в тебе злобы и порывающейся излиться в словах горечи», — пишет он, обращаясь прежде всего к самому себе.
Вот одна из записей: «Видит и слышит меня Трисиятельный Бог — вот самая животворная для сердца уверенность, проникающая миром и радостью мое сердце». В этой простой фразе — ключ к пониманию всей его жизни. Он жил в постоянном ощущении присутствия Бога.
Книга полна практических советов. О молитве: «Когда молишься, представь живо, что Сам Господь или Божия Матерь смотрят на тебя». О борьбе с унынием: «Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный».
«Моя жизнь во Христе» стала одной из самых читаемых духовных книг в России. Её переиздают до сих пор. Почему? Потому что это не теория, а опыт человека, который действительно жил во Христе.
Чудеса, которые видели тысячи
Чудеса сопровождали служение отца Иоанна постоянно. Но это были не тайные, келейные чудеса — они происходили на глазах у сотен и тысяч людей.
20 декабря 1883 года в газете «Новое время» было опубликовано «Благодарственное заявление»: «Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора, что в городе Кронштадте, отцу Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжелых болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас избавить медицинская помощь». Письмо подписали 16 человек разного звания.
Публикация вызвала скандал. Обер-прокурор Синода Победоносцев потребовал расследования. Отца Иоанна вызвали в Петербург. После изучения дела Победоносцев предупредил: «Вы, батюшка, высокую ноту взяли. Многие до вас эту ноту брали, но потом пришлось сфальшивить». — «Не извольте беспокоиться, — ответил отец Иоанн, — я не сфальшивлю, я донесу взятое до конца».
О том, как открылся дар исцеления, отец Иоанн рассказал сам на встрече со священниками Сарапула в 1904 году: «Лет 35 тому назад кто-то в Кронштадте заболел, просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться… Но неожиданно приходит ко мне одна старушка и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о выздоровлении болящего. Помню, тогда я немного смутился: как я могу иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твёрдо верила в силу моей молитвы… И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел».
Исцеления происходили прямо во время богослужения. Один из первых документированных случаев описан в книге Ивана Логинова (1891): молодая жена графа Ш. опасно заболела. Консилиум столичных врачей во главе с профессором признал заражение крови и неизбежность смертельного исхода. По молитве отца Иоанна больная выздоровела.
Митрополит Вениамин (Федченков) свидетельствовал: «Чудес в его жизни совершено множество. Счета им никто не знает. Но весь православный и даже инославный мир знает Кронштадтского чудотворца».
Но самым поразительным был дар прозорливости. Отец Иоанн видел людей насквозь. Мог назвать грехи, в которых человек не признавался даже на исповеди. Предсказывал будущее. Незадолго до революции он воскликнул во время проповеди: «Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете!» А царю Николаю II говорил: «Спящий царь, проснись!»
Удивительно другое: как он физически всё это выдерживал? Служба начиналась в 5 утра. Потом — прием страждущих до позднего вечера. Письма и телеграммы приносили прямо в алтарь во время службы, и он тут же читал их и молился. На вопрос, откуда силы, отвечал просто: «Причастие дает силы».
Всероссийский духовник
К началу XX века отец Иоанн стал, без преувеличения, всероссийским духовником. В каждом православном доме висел его портрет — прижизненный! Это было беспрецедентно.
География его популярности поражает. От Сахалина до Польши, от Архангельска до Кавказа — отовсюду ехали к нему, писали письма. Кронштадтская почта обрабатывала такой объем его корреспонденции, что пришлось открыть специальное отделение.
Кто только не приезжал к батюшке! Простые крестьяне и министры, купцы и генералы, даже члены императорской семьи. Поразительно, но даже старообрядцы, хотя отец Иоанн обличал раскол, относились к нему с глубочайшим уважением. Некоторые общины считали его пророком Илией, посланным перед концом света.
Но была и другая сторона медали. Либеральная интеллигенция его ненавидела. Он был слишком традиционен для них, слишком «попом». Кульминацией стал конфликт с Львом Толстым. Два полюса русской духовности не могли понять друг друга. Толстой создавал свое «очищенное» христианство, отец Иоанн защищал традиционное православие.
В 1905 году произошел страшный случай. Во время службы студент закурил папиросу от лампады. Отец Иоанн сделал ему замечание, а тот нанес священнику страшный удар по лицу. После этого батюшка стал хуже слышать. Но обидчика простил.
Формулы жизни, которые работают
У отца Иоанна были простые формулы, которые он повторял постоянно. «Не бойся, только веруй» — эти евангельские слова стали его девизом. Он говорил их каждому страждущему.
О депрессии — болезни, которую тогда называли «унынием», — он говорил жестко: «Нет хуже греха, чем уныние. Унывающий не верит в Бога». И учил конкретным способам борьбы: «Как только почувствуешь уныние — сразу начинай благодарить Бога за всё. За то, что живешь, дышишь, видишь солнце».
Его метод работы с людьми был прост: видеть в каждом образ Божий. «Когда раздражает человек, — учил он, — представь Христа на его месте. Разве станешь раздражаться?»
О прощении у него был железный принцип: всегда защищать обидчиков. Когда его избил студент, когда обворовывали псевдонищие — он всегда просил не наказывать виновных. «Бог простит, и я прощаю».
Наследие, которое живет
При закладке Морского собора в Кронштадте отец Иоанн сказал странные слова: «А когда стены подведут под крышу, меня уже не будет». Так и случилось. 20 декабря 1908 года (2 января по новому стилю) его не стало. Вся Россия погрузилась в траур.
Первой отца Иоанна канонизировала Русская Православная Церковь за рубежом — в 1964 году. В России его прославили в 1990-м. Его квартира в Кронштадте, где теперь музей, до сих пор привлекает тысячи паломников.
Но главное наследие отца Иоанна — это доказательство того, что святость возможна в любую эпоху. Он жил в сложное время — время скепсиса, рационализма, надвигающейся революции. Но сумел стать светом для миллионов.
Что из его опыта применимо сегодня? Всё. Видеть в каждом человеке образ Божий — разве это не актуально в эпоху разобщенности? Создавать не просто благотворительные фонды, а места, где человек может вернуть достоинство через труд? Быть честным перед собой и Богом, не прятаться за благочестивыми масками?
Отец Иоанн Кронштадтский показал: чтобы изменить мир, не нужно быть политиком или революционером. Достаточно по-настоящему любить людей. И тогда почта откроет для твоей корреспонденции специальное отделение. Потому что весь мир захочет с тобой говорить.
© Оккультный Советник. Все права защищены. При цитировании или копировании данного материала обязательно указание авторства и размещение активной ссылки на оригинальный источник. Незаконное использование публикации будет преследоваться в соответствии с действующим законодательством.