Иов и пари Бога с Сатаной: разбираем самую жестокую историю Библии, которая ставит под вопрос справедливость мироздания. Часть 2

© Оккультный Советник Арт.
Поделиться

Часть II: Друзья, философия и молчание Бога

Утешители, которые добивают

Приходят три друга Иова — Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молчат, потрясённые увиденным. А потом начинают «утешать».

Их логика железна и беспощадна:

  • Бог справедлив
  • Бог наказывает за грехи
  • Ты страдаешь
  • Следовательно, ты грешник

«Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» (Иов 4:7) — спрашивает Елифаз.

Это теология процветания наоборот: если тебе плохо, ты сам виноват. Знакомо? Эта логика жива и сегодня: заболел — значит, согрешил; обеднел — значит, мало молился; случилась трагедия — значит, Бог наказывает.

Крик Иова — рождение экзистенциализма

И тут Иов взрывается. Его ответы друзьям — это не смиренные речи праведника. Это крик человека, доведённого до края:

«Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов 3:3).

Он проклинает день своего рождения. Он требует ответа от Бога. Он отказывается признать себя виновным в несуществующих грехах.

«Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!» (Иов 13:15) — в некоторых переводах это звучит как «Даже если Он убьёт меня, я не перестану надеяться».

Это уже не покорность первых глав. Это вызов. Иов требует суда с Богом. Он хочет знать — за что?

Молодой нахал и неудобная правда

Появляется четвёртый персонаж — молодой Елиуй. Он злится на всех: на Иова за то, что тот «оправдывал себя больше, нежели Бога», на друзей за то, что «не нашли, что отвечать» (Иов 32:2-3).

Его речи — смесь дерзости и глубины. Он первый, кто предполагает: может, страдания — не наказание, а урок? Может, Бог говорит через боль?

Но и его ответы не удовлетворяют. Потому что на вопрос «за что страдает невинный?» нельзя ответить общими фразами о величии Бога.

Бог является… и не отвечает

И вот, после 35 глав человеческих рассуждений, является Сам Бог. В буре. И Его первые слова поражают:

«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов 38:2-3).

Дальше следуют четыре главы вопросов:

  • «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов 38:4)
  • «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру?» (Иов 38:12)
  • «Можешь ли возвысить голос твой к облакам?» (Иов 38:34)
  • «Твоею ли мудростью летает ястреб?» (Иов 39:26)

О чём эти вопросы? Переведём на понятный язык. Бог, по сути, говорит: «Ты требуешь от Меня ответов? Ты хочешь судиться со Мной? Но ты даже не понимаешь, как устроен мир! Ты не можешь управлять рассветом, не знаешь, как летают птицы, не способен вызвать дождь. Как же ты собираешься понять Мой замысел о человеческих страданиях?»

Это не ответ на вопрос «за что?». Это демонстрация того, что человеческий разум слишком ограничен, чтобы постичь божественную логику. Как объяснить муравью принципы квантовой физики?

Ни слова о страданиях Иова. Ни слова о погибших детях. Ни слова о небесном пари. Только демонстрация силы и тайны мироздания.

Это ответ? Или уход от ответа?

Двойная развязка, которая ничего не решает

Иов капитулирует: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов 40:4).

И тут происходит странное. Бог обращается к друзьям Иова: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7).

Что?! Иов, который спорил с Богом, оказывается прав, а друзья, защищавшие божественную справедливость, — неправы?

Потом Бог восстанавливает Иова. Даёт ему вдвое больше богатства. Новых детей — семь сыновей и трёх дочерей.

Но можно ли «заменить» десять мёртвых детей десятью новыми? Можно ли считать это хеппи-эндом?

Что нам делать с этой историей?

Книга Иова — это текст, который отказывается давать простые ответы. Она разрушает удобную формулу «грех = наказание, праведность = награда».

В Таро Теней Веры Скляровой есть карта Иов — тень Тройки Кубков. Если классическая Тройка Кубков — это празднование и радость, то Иов — её мрачный антипод: страдания, лишения, разрушение всего, что человек имеет. На карте изображены Иов и Сатана, подвергающий его искушению. Интересно, что в магическом прочтении карта часто указывает на «прицепленного беса» — метафора того, как незаслуженные страдания цепляются к человеку и не отпускают.

Карта не имеет позитивных значений — только испытания, предательство друзей, крах дел, болезни. Но есть нюанс: это кармическая карта, говорящая о долге, который человек отдаёт своими лишениями. Иов — это каждый из нас в момент, когда рушится всё, а небо молчит.

Может, главный урок Иова не в терпении, а в праве кричать? Не в покорности, а в честности перед Богом? В том, что вера — это не всегда «аминь» и «аллилуйя», но иногда — «за что?» и «доколе?»

История Иова говорит: ты имеешь право не понимать. Имеешь право злиться. Имеешь право требовать ответов. И даже если ответов не будет — или они придут в форме новых вопросов — ты всё равно остаёшься человеком, с которым Бог вступает в диалог.

Даже если этот диалог больше похож на спор в ночи.

© Оккультный Советник. Все права защищены. При цитировании или копировании данного материала обязательно указание авторства и размещение активной ссылки на оригинальный источник. Незаконное использование публикации будет преследоваться в соответствии с действующим законодательством.


Поделиться

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Записаться на обучение