Иов и пари Бога с Сатаной: разбираем самую жестокую историю Библии, которая ставит под вопрос справедливость мироздания. Часть 1

dzen 47f32bfc23
Поделиться

Часть I: Спор на небесах — когда праведник становится ставкой

Пролог, который меняет всё

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Так начинается история, которая уже три тысячи лет заставляет людей сомневаться в справедливости Бога. Потому что дальше происходит немыслимое.

Представьте: небесный совет, Бог восседает среди «сынов Божиих», и среди них появляется сатана. Не тот рогатый дьявол из средневековых картин — в оригинале это «обвинитель», небесный прокурор, чья работа — искать изъяны в людях.

И вот Бог сам (!) обращает внимание сатаны на Иова: «Обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочен, справедлив, богобоязнен и удаляется от зла» (Иов 1:8).

Зачем? Зачем всеведущий Бог хвастается праведником перед тем, кто профессионально ищет в людях худшее?

Цинизм небесного пари

Ответ сатаны поражает своим цинизмом и… честностью: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? …Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9-11).

Переведём на современный язык: «Легко быть праведным, когда у тебя всё хорошо. Отними — и посмотрим, какой он праведник».

И Бог… соглашается. Всемогущий, всеведущий, всеблагой Бог заключает пари о душе человека. «Вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:12).

Стоп. Давайте осознаем: Творец вселенной даёт разрешение уничтожить жизнь человека, чтобы проверить — а искренне ли тот верит? Это что — божественная справедливость или божественный произвол?

День, когда рухнул мир

То, что происходит дальше, укладывается в несколько стихов, но для Иова это крушение всего мира:

«И был день…» — зловещее начало. Дети Иова пируют в доме старшего брата. Обычный семейный ужин. И тут начинается:

  • Первый вестник: «Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча» (Иов 1:14-15).
  • Второй вестник: «Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их» (Иов 1:16).
  • Третий вестник: «Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча» (Иов 1:17).
  • Четвёртый вестник — самый страшный: «Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришёл от пустыни… и дом упал на отроков, и они умерли» (Иов 1:18-19).

Десять детей. Все разом. На семейном ужине.

Реакция, которая потрясает

И что делает Иов? Проклинает Бога? Впадает в ярость? Требует справедливости?

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:20-21).

Это благочестие или синдром выученной беспомощности? Вера или отрицание реальности происходящего?

Второй раунд: когда страдания становятся личными

Но сатана не удовлетворён. На следующем небесном совете он поднимает ставки: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?» (Иов 2:4-5).

И Бог снова соглашается. Только с одним условием: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:6).

Сатана поражает Иова «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:7). Это не просто болезнь — это полное физическое разложение. Иов сидит в пепле, скребёт себя черепком. Из уважаемого человека он превратился в то, от чего люди отворачиваются с отвращением.

Голос жены — голос здравого смысла?

И тут звучит голос, который часто незаслуженно осуждают — голос жены Иова: «Ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9).

Традиция видит в ней искусительницу. Но подумайте: эта женщина тоже потеряла всех детей. Она видит, как муж гниёт заживо. И она предлагает единственный логичный выход из ситуации, когда Бог явно отвернулся — прекратить эту агонию.

Может, её слова — не искушение, а крик боли? Не предательство, а попытка прекратить бессмысленные страдания любимого человека?

✍🏻 Продолжение следует.

© Оккультный Советник. Все права защищены. При цитировании или копировании данного материала обязательно указание авторства и размещение активной ссылки на оригинальный источник. Незаконное использование публикации будет преследоваться в соответствии с действующим законодательством.


Поделиться

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Записаться на обучение