Что если всё, что вы знаете о реальности — лишь иллюзия. Карлос Кастанеда и тайное учение дона Хуана

© Оккультный Советник Арт.
Поделиться

1. Встреча, изменившая мир

Пустыня Сонора, 1960 год. Палящее солнце, красная потрескавшаяся земля и бесконечное синее небо. Молодой аспирант-антрополог Карлос Кастанеда останавливает свою машину у маленькой автобусной станции на границе США и Мексики. Он ищет информацию о лекарственных растениях для своей диссертации. Случайная встреча с пожилым индейцем-яки навсегда изменит не только его собственную жизнь, но и представления миллионов людей о границах человеческого восприятия.

«Я шел к двери, когда старик остановил меня и пристально посмотрел в глаза, — напишет позже Кастанеда. — Этот взгляд словно проникал сквозь все слои обыденного восприятия прямо в какую-то скрытую часть меня самого».

Этим пожилым индейцем был дон Хуан Матус — шаман, брухо, хранитель древнего знания толтеков. Во время их первой беседы он произнес фразу, которая заставила молодого ученого усомниться во всем своем академическом образовании:

«То, что ты называешь реальностью, — это всего лишь описание мира, в которое тебя научили верить. Мир бесконечно богаче, таинственнее и удивительнее, чем мы можем себе представить».

Что если все, что мы считаем объективной действительностью, является лишь коллективным соглашением? Что если наши органы чувств воспринимают лишь ничтожно малую часть огромного, неведомого нам мира?

Эти вопросы, поставленные доном Хуаном, положили начало одному из самых необычных литературных, философских и мистических феноменов XX века.

2. Непризнанный мистик в академическом мире

Биография самого Карлоса Кастанеды окутана тайной и противоречиями не меньше, чем его учение. Одни утверждают, что он родился в Перу, в городе Кахамарка, 25 декабря 1925 года. Другие находят свидетельства его рождения в Бразилии. Сам Кастанеда иногда называл датой своего рождения 1931, а иногда 1935 год.

«Моя жизнь — это моя жизнь, а не часть моего учения», — уклончиво отвечал он на вопросы журналистов о своем прошлом.

В 1951 году он переехал в США, где изучал психологию, литературу и антропологию в Лос-Анджелесском университете (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе). Именно там произошел драматический переход от академической карьеры к пути шамана-визионера.

Его первая книга «Учения дона Хуана: путь знания индейцев яки», опубликованная в 1968 году, изначально была принята как серьезная антропологическая работа. Университет даже присудил ему степень доктора философии за эту работу.

Но с публикацией последующих книг, особенно «Отдельной реальности» и «Путешествия в Икстлан», в научном сообществе назрел скандал. То, что начиналось как стандартное антропологическое исследование использования растений индейцами, превратилось в повествование о параллельных мирах, энергетических полях и древних магических практиках.

«Невозможно проверить ни одно из утверждений Кастанеды», — заявляли его критики. «Если это ложь, то это самая красивая ложь, которая когда-либо была создана», — отвечали защитники.

Противоречие усугублялось замкнутым образом жизни самого Кастанеды, который практически не давал интервью, отказывался фотографироваться и редко появлялся на публике. Эта таинственность лишь усиливала интерес к его книгам, которые становились международными бестселлерами и переводились на десятки языков.

«Я не собираюсь доказывать реальность своего опыта, — говорил Кастанеда в одном из редких интервью журналу “Тайм”. — Эти переживания были реальны для меня, и этого достаточно».

К концу 1970-х годов произошел окончательный разрыв между Кастанедой и академическим миром. Калифорнийский университет дистанцировался от своего бывшего студента, а антропологи переместили его книги из раздела научной литературы в категорию художественной прозы или нового века духовности.

Но где проходит граница между наукой и мистицизмом? Между объективным исследованием и субъективным опытом? Между реальностью и фантазией? Эти вопросы, поднятые Кастанедой более полувека назад, до сих пор остаются без однозначного ответа.

3. Невидимая реальность: учение о Точке сборки

«Человек — это прежде всего существо энергетическое», — утверждал дон Хуан Матус, объясняя Кастанеде видение мира глазами шамана. Согласно этому учению, вселенная состоит из энергетических волокон, простирающихся во всех направлениях. А человек представляет собой светящийся кокон — яйцевидное энергетическое поле, через которое проходят миллионы таких нитей энергии.

Но почему же мы видим мир таким, какой он есть, а не как бесконечный поток светящихся волокон? Ответ кроется в концепции Точки сборки — возможно, самом революционном элементе учения Кастанеды.

Точка сборки — это особая светящаяся область размером с теннисный мяч, расположенная на поверхности энергетического кокона человека, обычно на расстоянии вытянутой руки за спиной, на уровне лопаток. Эта точка, словно прожектор, выхватывает из бесконечного потока энергии определенные волокна и «собирает» из них то, что мы называем реальностью.

«Когда Точка сборки фиксирована в одном положении, — объяснял дон Хуан, — она собирает определенный мир. Смести ее — и соберется другой мир».

Первый опыт смещения Точки сборки Кастанеда пережил после употребления пейота — психоактивного кактуса, используемого шаманами в ритуальных целях. Он описывает это так:

«Я увидел, как воздух вокруг меня сгустился и превратился в нечто материальное. Он стал субстанцией, которую я мог трогать. Затем я почувствовал толчок в спину, и внезапно передо мной возник мир, совершенно непохожий на все, что я когда-либо видел. Цвета стали имеющими вкус, звуки обрели форму, а мысли превратились в осязаемые предметы…»

По мере погружения в обучение, Кастанеда стал различать естественные и искусственные смещения Точки сборки. Искусственные вызываются с помощью психоактивных растений, сенсорной депривации или экстремальных физических состояний. Естественные — результат специальных практик и техник, развиваемых годами тренировок под руководством опытного учителя.

Особенно важно, что смещение Точки сборки — это не просто галлюцинации или игра воображения. Согласно учению дона Хуана, альтернативные реальности, доступные через такие смещения, так же реальны и объективны, как и наш обыденный мир. Они просто собраны из других энергетических волокон.

Задумайтесь на мгновение: что бы вы увидели, если бы ваша Точка сборки сместилась хотя бы на несколько сантиметров? Какие миры открылись бы перед вами? И кем бы вы там были?

4. Искусство сновидения: врата в иные миры

«Сновидения — это не сны, — настаивал дон Хуан. — Сновидения — это портал в другие миры».

Одним из самых практических и вместе с тем захватывающих аспектов учения Кастанеды стало искусство сновидения — комплекс техник для достижения осознанности во сне и использования этого состояния для путешествий в альтернативные реальности.

В обычном сне человек пассивен, поглощен бессознательным потоком образов. В осознанном сновидении, согласно Кастанеде, можно сохранять полный контроль над своим вниманием и действиями, одновременно исследуя миры, недоступные в обычном состоянии бодрствования.

Первым шагом к освоению искусства сновидения является поиск и фиксация «рук» во сне. Кастанеда описывает, как дон Хуан давал ему, казалось бы, простое задание:

«Перед сном ты должен сказать себе, что будешь смотреть на свои руки во сне. Повторяй это снова и снова, пока это не станет командой для твоего тела сновидения».

Месяцы практики ушли у Кастанеды, прежде чем он смог выполнить это задание. Однажды, находясь в обычном сне, он вдруг вспомнил о необходимости найти свои руки, посмотрел на них и мгновенно обрел полную осознанность. Вокруг него был яркий, детальный мир сновидения, в котором он мог действовать так же свободно, как в обычной реальности.

Следующие этапы практики включали:

  • Удержание образа сновидения (предотвращение пробуждения или соскальзывания в обычный сон)
  • Путешествия в конкретные места силы
  • Встречи с союзниками — энергетическими существами, обитающими в мирах сновидения
  • Создание и трансформация объектов силой воли
  • И, наконец, использование сновидения для перемещения Точки сборки

«При достаточном мастерстве, — учил дон Хуан, — можно перенести Точку сборки в то же положение, что было во сне, но уже в состоянии бодрствования. Тогда границы между сном и реальностью исчезают».

Однако искусство сновидения сопряжено с опасностями. Кастанеда описывает встречи с «неорганическими существами» — сознательными энергетическими формами, обитающими в мирах сновидения. Некоторые из них стремятся захватить энергию сновидящего, заманивая его в ловушки внутри сна.

«Эти существа — древние хищники человеческого осознания, — предупреждал дон Хуан. — Они охотятся на нас, как мы охотимся на дичь. И только безупречный воин может противостоять им».

Современные исследования осознанных сновидений, проводимые нейрофизиологами и психологами, подтверждают возможность сохранения осознанности во сне. Это состояние фиксируется на энцефалограммах как особая активность мозга, сочетающая элементы быстрого сна и бодрствования одновременно.

Хотите попробовать свои силы в искусстве сновидения? Перед сном повторяйте себе простую команду: «Я осознаю, что я сплю». Затем выберите знак, который будет проверкой — например, посмотрите на свои руки или на циферблат часов. В реальном сновидении часы будут показывать хаотичное время или цифры будут меняться при повторном взгляде. Этот простой тест может стать вашим первым шагом к удивительным приключениям в мирах сновидения.

5. Воин знания: путь с сердцем

«Ты слишком много беспокоишься о том, нравишься ли ты людям или нет, — сказал однажды дон Хуан Кастанеде. — Воин ищет не сочувствия и не восхищения. Воин ищет только безупречности».

Центральное место в учении Кастанеды занимает концепция «пути воина» — особого образа жизни и мышления, который позволяет человеку накапливать личную силу и использовать её для расширения границ восприятия. Это не имеет ничего общего с агрессией или насилием. Воин в традиции толтеков — это тот, кто ведет непрерывную битву с самим собой, со своими слабостями и ограничениями.

Основные принципы пути воина:

Безупречность — качество действий, которое не оставляет места для сожалений. «Действуй так, словно это твой последний бой на земле». Кастанеда описывает, как дон Хуан мог часами полировать пол в хижине, уделяя этому простому действию столько же внимания, сколько самому сложному магическому ритуалу.

Отрешенность — способность действовать без привязанности к результату. «Воин привязан, но не привязывается», — объяснял дон Хуан. Эта парадоксальная формула означает полную самоотдачу при одновременной готовности отпустить всё в любой момент.

Принятие смерти как советника — постоянное осознание конечности жизни, которое придает каждому действию особую значимость.

«Смерть — единственный мудрый советник, который у нас есть».

Стирание личной истории — отказ от самоопределения через прошлое. «Мы создаем и поддерживаем свой мир своими внутренними диалогами. Когда мы перестаем рассказывать себе привычные истории, мир, который мы знаем, растворяется».

Сам Кастанеда стремился следовать этим принципам, часто принимая радикальные решения. После публикации третьей книги, когда к нему пришла слава, он практически исчез из публичного пространства на долгие годы. Из известного писателя он превратился в анонимного практика.

Один из его учеников рассказывал: «Кастанеда мог позвонить среди ночи и сказать: “Встречаемся через час на автобусной остановке”. И это означало, что ты должен был бросить всё, не задавая вопросов. Тот, кто колебался, больше никогда не получал таких звонков».

~

Но главное в пути воина — это поиск «пути с сердцем». «Любой путь — всего лишь путь, — говорил дон Хуан. — Спроси себя: имеет ли этот путь сердце? Если да — это хороший путь. Если нет — от него нет пользы».

Путь с сердцем — это то, что приносит радость и наполненность, независимо от внешних обстоятельств. Человек, идущий по такому пути, получает энергию от самого процесса движения, а не от достижения конечной цели.

А вы сейчас на пути с сердцем? Дарит ли вам радость то, что вы делаете каждый день? Или вы лишь откладываете жизнь на потом, на время после достижения каких-то целей?

6. Наследие тольтекского мага

В начале 1990-х годов, после почти двух десятилетий отшельничества, Кастанеда неожиданно вернулся к публичной деятельности. Но теперь он появлялся не как писатель или ученый, а как учитель особой системы магических пассов, названной им «Тенсегрити».

«Тенсегрити — это современная версия магических пассов древних шаманов Мексики, — объяснял Кастанеда на редких семинарах. — Эти движения были разработаны для перераспределения энергии в теле и пробуждения спящих возможностей восприятия».

Странные, похожие на тайцзицюань или цигун, но с совершенно иной динамикой движения, привлекли тысячи последователей. Кастанеда создал организацию «Клиргрин» для распространения этих практик и подготовил группу учениц — «чакмулов», которые демонстрировали и обучали пассам Тенсегрити.

Несмотря на публичные выступления, личная жизнь Кастанеды оставалась окутанной тайной. Он не давал интервью, избегал фотографий и не подписывал книги. Те, кто приходил на его семинары, рассказывали о странных энергетических феноменах: внезапных порывах ветра в закрытых помещениях, необъяснимых световых явлениях и состояниях измененного восприятия, возникавших во время выполнения магических пассов.

В апреле 1998 года распространилась новость о смерти Кастанеды от рака печени. Однако даже его смерть стала частью мистического повествования. Согласно официальным документам, он умер в Лос-Анджелесе и был кремирован, а прах развеян над Мексикой. Но ближайшие ученики утверждали, что Кастанеда, как и дон Хуан до него, ушел особым способом, известным в традиции толтеков как «огонь изнутри» — полная трансформация физического тела в чистую энергию.

«Когда воин накапливает достаточно личной силы, — говорил дон Хуан, — он может сжечь свое физическое тело энергией осознания и унести все свое существо в неведомое».

Добавляет таинственности и то, что вскоре после объявления о смерти Кастанеды, пять его ближайших учениц также исчезли. Одна из них, Флоринда Доннер-Грау, оставила записку: «Мы ушли на поиски тотальной свободы».

7. Реальность или искусная мистификация?

С момента публикации первой книги Кастанеды и до сегодняшнего дня не прекращаются споры: было ли учение дона Хуана реальным, или это литературная фикция, рожденная воображением талантливого писателя?

Скептики указывают на множество несоответствий. Антропологи не нашли среди племен яки традиций, похожих на описанные Кастанедой. Историки отмечают, что толтеки как цивилизация исчезли за несколько веков до появления европейцев в Америке, и их реальные верования вряд ли могли дойти до XX века в неизменном виде.

Журналистские расследования выявили, что Кастанеда, вероятно, находился в библиотеке Калифорнийского университета в то время, когда, согласно его книгам, он путешествовал с доном Хуаном по мексиканской пустыне.

«Все это выдумка талантливого мистификатора, — утверждают критики. — Блестящая литературная работа, но никак не антропологическое исследование».

Защитники же указывают на глубину и последовательность философской системы, описанной в книгах Кастанеды. Они отмечают удивительные параллели между его описаниями и древними эзотерическими традициями других культур, о которых он вряд ли мог знать в начале своего пути.

«Неважно, существовал ли дон Хуан в физической реальности, — говорят сторонники. — Суть в том, что методы, описанные Кастанедой, работают. Они действительно изменяют восприятие и расширяют границы сознания».

Сам Кастанеда, когда его спрашивали об этих противоречиях, отвечал с характерной для шамана двусмысленностью: «Для шамана нет ни правды, ни лжи. Есть только то, что работает, и то, что не работает».

Возможно, главная ценность работ Кастанеды не в их исторической достоверности, а в их способности изменять восприятие читателя — и разве это не то самое, о чем он писал? Книги Кастанеды заставили миллионы людей по-новому взглянуть на реальность, задуматься о границах восприятия и возможностях сознания.

В конечном счете, каждый читатель сам решает, что для него работы Кастанеды — антропологическое свидетельство, художественный вымысел или, возможно, нечто среднее — «истории силы», как называл их дон Хуан, предназначенные не для фактологического анализа, а для трансформации сознания.

И если после чтения книг Кастанеды мир хоть немного изменился для вас, если вы хоть на мгновение увидели реальность иными глазами — значит, магия толтеков сработала, независимо от того, существовал ли когда-нибудь шаман по имени дон Хуан Матус.

© Оккультный Советник. Все права защищены. При цитировании или копировании данного материала обязательно указание авторства и размещение активной ссылки на оригинальный источник. Незаконное использование публикации будет преследоваться в соответствии с действующим законодательством.

Понравилась статья? Не забываем ставить лайк!

dzen e80be0fef4
dzen 1de27c563b

📧 Электронная почта: okk.sovetnik@yandex.ru

🚑 Услуги Диагностики и Магическая помощь

👍 Отзывы и благодарности клиентов

🎓 Академия Магии Оккультного Советника

🚀 Телеграм – https://t.me/occultadvisor

Приветствую всех на моём канале «Оккультный Советник»! Меня зовут Михаил, я практикующий маг с 20-летним опытом и даром ясновидения.

Моя практика охватывает светлую и тёмную магию, работу с рунами, травами и астральной проекцией. На этом канале я делюсь интригующими случаями из своей практики, а также историями, присланными моими читателями.

Присоединяйтесь ко мне в увлекательном путешествии по загадочному миру магии и оккультизма. Давайте вместе исследовать скрытые грани реальности и постигать тайны мироздания!

«Dies diem docet» с латыни: «День учит день». Каждый новый день приносит новые знания
«Dies diem docet» с латыни: «День учит день». Каждый новый день приносит новые знания

Поделиться

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Записаться на обучение